Фрагменты книги "Искажения"

По сути, единственной магией является магия самотрансформации.

К. Дараган

 Признаюсь,  размышления, посвященные символизму астрологии и возможностям связанных с ними искажений, вызывают у меня больше всего сомнений. Я долго не решалась писать на эту тему, а, написав, изрядно сомневалась. Отчасти причина сомнений состоит в том, что между людьми, «верящими» и «не верящими» в астрологию простирается настоящая пропасть, едва ли не единственным мостиком через которую становится толерантность, понимаемая как терпимость к чужим взглядам. Воинствующие представители рационального мышления снисходительно относятся к так называемым носителям мышления магического, порой пренебрежительно называя их шизотериками. Но гораздо чаще толерантность такого рода напоминает бесплодную равнину безразличия. Не верящие в астрологию привычно констатируют, что адепты этой науки обладают магическим мышлением, в то время как астрологи снисходительно наблюдают за коллегами, решительно отрицающими периоды ретроградности планет и кармические долги.

Мой личный интерес к этой области знаний проходил через этапы любопытства, полного отрицания, глубокого погружения и скепсиса. Сегодняшнее свое отношение к астрологии я могла бы выразить словами дона Хуана, учителя Карлоса Кастанеды, предложившего позицию «верить, не веря». Думаю, именно такая точка зрения способна сделать астрологию инструментом развития осознания. Думаю, что сходным потенциалом обладает едва ли не любая прогностическая система.

Говоря о проявлении астрологии в контексте истории, мы нередко забываем то, что она традиционно носила предсказательный характер. Современная же астрология все более склоняется к психологии. Все большую популярность обретает астропсихология область знания, находящаяся на этапе оформления, а потому еще недостаточно четко очертившая сферу своего проявления.

Литературы по астрологии много. И, возможно, поэтому на благодатной почве информационного изобилия и отсутствия более или менее четко сформированного понятийного аппарата особенно густо произрастают всевозможные искажения. Та область астрологии, на которой я хочу остановиться, может быть названа астрологией самореализации, средством алхимии Духа, направленным на возможность сотрудничества с собственной судьбой.

Закономерным продолжением этой мысли могли бы стать рассуждения о том, что понимается под самореализацией и судьбой, с какой точки зрения и в каком контексте рассматриваются кармические отношения и рассматриваются ли вообще. Избранная позиция «верить, не веря» не предполагает ответов на эти вопросы. Мне близка мысль, высказанная К. Дараганом: «Астрология — инструмент объективного контроля, своего рода перископ в поисках Духа. Ее синтез с методиками самосовершенствования ускоряет все успешные перемены, позволяет действовать осознанно и целенаправленно».

Но разве большинство методик самосовершенствования при должном усердии не приводят практика к глубоким трансформационным изменениям? А в таком случае, о каком «объективном» контроле идет речь? Не избыточной ли для человека, задумавшегося о развитии осознания, является любая предсказательная практика?

Диагностика кармы, кармическая астрология, регрессивный гипноз… Попытки проследить цепочки причинно-следственных связей, осознать смысл происходящего предпринимаются неустанно. И праздное любопытство нередко оказывается здесь самым тесным образом переплетено с потребностью самопознания.

В практическом смысле человеку, задумывающемуся о смыслах собственного существования и развития, бывает довольно сложно отличить внутреннее знание от интерпретации собственного опыта. Во всяком случае, так нередко происходит на начальных этапах практики. И это легко объяснить: ведь язык любой интерпретации является языком символическим, а потому его освоение не только представляется нетривиальным делом, но и требует достаточных временных ресурсов. Но освоить язык часто бывает недостаточно: самосовершенствование представляет собой прежде всего цепочку осознанных усилий.

Патанджали, знаменитый автор йога-сутр, писал: «Утвердившись в непринятии даров, Йог получает воспоминание о прошедшей жизни». Утвердиться в непринятии даров, другими словами, обрести непривязанность, возможность безучастного свидетельствования содержаний собственного опыта становится необходимым этапом обретения внутреннего знания.

Успех овладения языком интерпретации требует не изучения правил грамматики и синтаксиса, но обретение возможности находиться в особой позиции восприятия, позиции, которой свойственна отрешенность, то, что может пониматься как максимальное приближение к позиции безупречности. По всей видимости, именно эта позиция позволяет сохранять трансформирующее поле напряжения между описанием (картой) и актуальным психическим переживанием, реализуемым в опыте. Думается, что в различных духовных традициях такая отрешенность определялась как непривязанность к «плодам», удовлетворению ожиданий – неважно, своих или чьих бы то ни было амбиций.

Возвращаясь к астрологии, стоит сказать, что она продолжает занимать достаточно неопределенное положение в ряду других наук. Возможно, это связано с тем, что разрыв между знаковой информацией (то есть информацией, отображаемой в карте, космограмме) и ее интерпретацией остается довольно значительным. И именно здесь, пожалуй, наиболее явно встает вопрос о том, насколько ответственен интерпретатор или автор за то, как будут трактоваться его идеи. Одно дело – использовать астрологию как проективную методику самопознания, но совсем другое – консультировать клиента по вопросам, не нашедшим отражения в личном опыте.

Людвиг Винтгенштейн, один из основоположников теории языка, задавая вопрос о том, будет ли существовать означаемое без означающего, ответил на него встречным вопросом: «будут ли существовать деревья, если не планете не останется ни одного человека, способного их воспринимать». Продолжая аналогию философа, невольно задаешься вопросом: может ли оставаться живой и рабочей та или иная прогностическая система, если не станет мастеров, способных работать с ней? Какой смысл имеет для человека знание, если он не способен применить его к собственной судьбе? И зачем нужна карта, не отображающая ландшафта, в котором находится путешественник?

В прогностических системах довольно часто обнаруживается, как сведение духовных истин к психологической проблематике приводит к тому, что феномены психики подменяют собой символическое пространство, переставая отражать его вовсе. Зазор между психическим и тем, что является результатом активного делания творческой части сознания, стремительно исчезает не только в поле психологии, но и символическом пространстве культуры.

В этой связи вспоминается буддистская притча про плот, изготовленный человеком для того, чтобы перебраться на другой берег широкой и бурной реки. Согласно притче, один из путников, оказавшись после переправы на другом берегу, взвалил плот себе на плечи, продолжив путь с тяжелой и неудобной ношей. Так нередко в попытках удержать то, что помогло однажды, выступило в качестве маячка, указующего направление движения, мы уподобляемся упрямым путникам, не желающим отказаться от описания после переправы на другой берег, продолжая влачить за собой громоздкие конструкции.