Термин экзотерика в отличии от эзотерики используется довольно редко. Отчасти это понятно: вряд ли тренинг или семинар, заявленный как экзотерический наберет достаточное число участников. Другое дело эзотерический – мысль о доступе к тайному знанию (а ведь под эзотерикой по умолчанию подразумевается опыт, доступный избранным) возбуждает любопытство. Между тем смысл эзотерического раскрывается именно в противопоставлении эзотерическому. А как иначе?

По определению Википедии, экзотерическое учение – то, что не представляет собой тайны. Оно предназначено для непосвященных, обычных людей, желающих узнать что-то новое. Эзотерическое, напротив, причастно тайне. Вспоминаются слова Ф.М. Достоевского, вложенные автором в уста Великого Инквизитора: «Есть три силы, единственные три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть этих слабосильных бунтовщиков, для их счастья, — эти силы: чудо, тайна и авторитет.»

Трудно не согласиться с тем, что все эти составляющие так или иначе присутствуют в эзотерических контекстах. Так может эзотерическое знание – ни что иное как средство манипуляции, или в более скромном варианте – привлечения внимания – к коучу, гуру или просто тренеру? Эзотерические курсы чаще всего делают упор на представлении о некотором эксклюзивном знании, которым обладает учитель, тренер или школа и к которому могут получить доступ участники. Да, нас влекут тайны, но неужели эзотерическое – это всего лишь симулякр, блестящая обманка красиво скомбинированных смыслов? Не думаю.

Я преподаю психонетику – дисциплину, направленную на пробуждение активности сознания. Осенью на первой сессии курса этого года слушатели подняли вопрос об употреблении слова переживание. И правда: можно ли пережить смысл, корректно ли говорить о переживании цвета? Может быть слово переживание не совсем точно отражает суть дела? Показалось довольно странным, что на протяжении стольких лет моих занятий подобные вопросы не возникали. В ходе межсессионных занятий, формируя инструкции, я пыталась заменить слово «переживание» «процессом», но поняла, что тем самым что-то искажаю. Но как объяснить слушателям, что представляет собой переживание? Вот тут-то передо мной встал вопрос о разграничении эзотерического и того, что к нему не относится. И я попыталась обозначить область различия. В итоге сложился тезис: экзотерическое - то, что не предполагает прямого, непосредственного переживания. И еще: относящиеся к экзотерическим содержания могут быть концептуализированы. В отличии от содержаний эзотерических. Небольшая ясность появилась. Во всяком случае это объясняет, почему не существует единого эзотерического учения: эзотерический опыт субъективен, и это именно опыт, практика, которая в отличии от интеллектуальных конструкций плохо подлежит объяснению. Понимание эзотерического как переживаемого в личном опыте в какой-то мере позволяет освободить его от нездорового налета, сближающего эзотерику с шизотерикой.

Мне кажется весьма удачным термин «практики себя», предложенный Мишелем Фуко. В определенном смысле практики себя – это и есть разновидность эзотерического знания, знания, сфокусированного на непосредственном чувстве, личном живом опыте. Погружаясь в методологию буддистских медитаций, я все явственнее понимаю, что в западном менталитете выраженный акцент на непосредственном переживании отсутствует. Отчасти потому, что ориентированное вовне внимание человека Запада отрицает необходимость последовательного прохождения ступеней практики. В древности, правда, было и по-другому. Члены пифагорейского ордена проходили длительный период послушания прежде чем допускались к эзотерическим частям учения. Да и институт послушничества в христианстве предполагал прохождение определенных ступеней. Те, кто называют себя эзотериками в наше время, о «практиках себя» и необходимости последовательного переживания состояний говорят редко. Увы, наращивание объема знаний отнюдь не является гарантией того, что возникнет непосредственный живой опыт переживания. Хотя, конечно, и такое случается.

И все же, при каких условиях опыт переживания становится возможен? Мне удалось выделить два. Во-первых, вектор обучения должен быть направлен к обретению нового состояния. Приведу простой пример: предположим, практикующий осваивает деконцентрацию внимания по телу, стараясь равномерно распределить внимание и выровнять ощущения. Эта необычная для непроизвольного внимания процедура ведет к формированию совершенно нового состояния. Описать его довольно сложно, но при правильном выполнении упражнения уже через пару занятий не возникает вопроса о том, удалось ли это сделать. Другими словами, метод привел к изменению состояния, и это очевидно. А – главное - практикующий может при желании или при необходимости воспроизвести свой опыт.

Но вот другой пример. Допустим, человек решил следовать определенной диете, прочитал убедившие его статьи и честно практикует новую систему питания. Автор обещает мощный оздоровительный эффект, снижение веса, повышение уровня энергии (список можно пополнять бесконечно). У новоявленного адепта случаются срывы, порой сопротивление достигает чудовищных масштабов, но наконец кажется, что заветная цель совсем рядом. Кстати, цель в виде следования диете может быть достигнута, но вот изменения состояния чаще всего не происходит. Почему? Чаще всего диета отражает личную динамику своего создателя. То есть ему она помогла изменить состояние, а вот последователи, поначалу получившие свои «плюшки», с высокой вероятностью испытают разочарование. Многие онлайн марафоны и школы, кстати, работают подобным образом. И даже те ведущие, кто имеет доступ к состояниям, далеко не всегда способны их передать, стать проводниками.

Вторым условием, при которым возможен опыт переживания, мне видится баланс между желанием и намерением. Желание чаще всего оказывается перегружено эмоциональным зарядом, искажающим картину. Очень часто желания компенсируют травмы, возникая как продукты, порожденные родовыми динамиками и стремлением их исправить. Природа намерения, затрагивающая все уровни бытия человека, включая неврологический и ценностный, плохо поддается описанию. Но опыт переживания намерения становится вполне доступен при соответствующей тренировке и опять-таки возможности доступа. Ключевое слово здесь «тренировка». И, кстати, нейропсихология довольно активно развивается в этом направлении, предлагая конкретные практики для усиления фокуса намерения. К сожалению, или к счастью далеко не все можно объяснить «на пальцах». В детстве мы посвятили изрядное количество времени, чтобы научиться читать и писать, но, достигнув зрелости, говоря о намерении и управлении вниманием, хотим получить лайтовый результат. А, не получив, его, отмахиваемся, принимаясь отыскивать очередные марафоны и тренинги по достижению успеха.

Я не устаю повторять мысль Л.С. Выготского, смысл которой сводится к тому, что любая функция развивается под нагрузкой. Для тренировки внимания необходимо умение концентрироваться, для тренировки тела – умение напрягать и расслаблять группы мышц (да, да, именно в таком порядке: сначала напрягать, а лишь потом расслаблять). Порой кажется, что очевидность этого все больше ставится под сомнение. Равно как под сомнение ставится и то, что для того, чтобы приобщиться к эзотерическому нужен личный опыт переживания, другими словами, плотного взаимодействия со смыслами, переживаемыми непосредственно.

В русском языке мне не удалось отыскать близкого по смыслу к эзотерическому слова. Может быть кому-то из читателей повезет больше. Эзотерическое, кажется, довольно точно отображает возможность опыта переживания, обнаружения внутренних смыслов. А, значит, эзотерику можно определить как возможность получения доступа к состояниям,. Мне кажется, такой подход позволяет избежать путаницы между эзотерическим или экзотерическим. А если уж совсем просто: собираясь посетить вебинар или поучиться в той или иной онлайн школе, ответьте себе на пару вопросов. Во-первых, насколько автор курса лично вовлечен в ту тему, о которой заявляет, есть ли у него помимо информации доступ или проход к связанным с ней состояниям. Во-вторых, может ли он предоставить доступ к состоянию участникам, обладает ли необходимыми для этого качествами. В-третьих, какая личная динамика включена в процесс обучения, другими словами, что (помимо денег) сам ведущий получает от своего курса, куда направляет энергию внимания группы. Уже сама попытка ответить на эти вопросы прояснит достаточно много. По крайней мере мы можем определить, какое именно состояние является для нас желаемым и в том ли направлении мы движемся.