Последние месяцы я вплотную занята написанием книги и подготовкой вебинара, посвященного вопросам синхронистичности. Эта заметка - об удивительных резонансах мысли, развивавшейся в разных традициях.

Так называемая гипотеза множественного открытия состоит в том, что большинство научных исследований или открытий делаются одновременно несколькими учеными и изобретателями.  О том, что идеи носятся в воздухе, говорят немало. Ссылаются на то, как в 17 веке двумя учеными был независимо друг от друга открыт закон Бойля-Мариотта, а теория эволюции видов развивалась одновременно Чарльзом Дарвином и Альфредом Уоллесом. Подобных примеров немало.

Историки науки объясняют множественные открытия и как свидетельства в пользу эволюционных моделей, теорией культурного отбора, так и представлением о том, что новая идея появляется путем скрещивания уже существующих  фактов. В любом случае это привлекает интерес. А вот когда подобные факты всплывают когда я все глубже погружаюсь в тему синхронистичности, испытываю неподдельное изумление.

Достаточно забить в поисковике слово «синхронистичность»,  как умные алгоритмы адресуют нас к Юнгу и юнгианской традиции. И действительно, термин синхронистичность был предложен Юнгом в 1930 году, а в полную мощь зазвучал после выхода в 1852 году его совместного с Паули труда. Акаузальный связующий принцип – а именно так определил синхронистичность Юнг – сделал проходимой границу между миром физическим и психическим. И именно благодаря вниманию ученых синхронистичность стала объектом серьезного рассмотрения.

Поразительным образом идеи синхронистичности развивались в России. Справедливости ради надо сказать, что как таковой термин синхронистичность не употреблялся. Однако внутренняя логика мыслей не оставляет сомнений в том, что речь идет именно о ней.

Андрей Белый в статье 1907 года «Смысл искусства» обозначил особенный интерес как непосредственно математическому, так и психологическому аспектам восприятия. Он писал о символической геометрии как основе интеграции разных областей знаний.

А Московская Философско-математическая школы, представителей которой Андрей Белый шутливо называл «московскими чудаками» исследовали физику мира и «мировую психофизиологию», апеллируя к пифагорейскому принципу. В статьях Н. Бугаева на страницах журнала «Вопросы философии и психологии» математика предстает как воплощение законов мироздания, опосредованное психикой. Аналоги с движением мысли Юнга и Паули весьма прозрачны. Не является ли это еще одним проявлением синхронии?

Еще весьма оригинальное прочтение в свете теории синхронистичности обретают мысли и идеи, высказанные В. Хлебниковым. Вслушаемся в эти строки:

«Те же мысли какие осенили вас умно и внезапно, приходили и нам в голову. Ведь это случается, что на расстоянии начинают звенеть струны, хотя никакой игрок не касался их, но их вызвал таинственный звук, общий им". .«Сверхповесть» «Зангези», ставшая значимым текстом для некоторых российских мистиков складывается из 22 фрагментов, названных Хлебниковым «колодой плоскостей слова». Эти фрагменты описывают определенного «бога» с собственными «верой и уставом». При этом они вполне самостоятельны.

Примечательно, что число упомянутых 22 «плоскостей» разворачивается как сумма 21+1. В то же время сам способ описания плоскостей сопряжен с определенным порядком – «уставом», доминантной звукобуквой и основным принципом комбинаторики. Соответствия между арканами Таро и колодой «плоскостей»  имеют собственную логику. В «сверхповести» Хлебников с настойчивостью решал «уравнения рока», ориентируясь на структуру «Книги Тота», о чем сохранились устные упоминания современников. Порядок элементов 21+1, на котором настаивает поэт, оставляет место случаю и неопределенности. Так литературный текст, пронизанный магией, выходит за границы слов, претендуя на выход в пространство судеб

Весьма оригинальные труды русских философов и символистов еще ждут глубокого анализа. В том числе и внимания тарологов. Поэтическая матрица русской мысли зачаровывает открывающимися смыслами, смутными намеками, увлекающими душу в путешествие к глубинам. 

А вот еще одно направление мысли. Борис Сахаров - человек, благодаря которому йога стала известна в русскоязычном пространстве, был учеником Свами Шивананды Сарасвати. Сахаров известен благодаря переводу на русский язык йогических терминов. Его книги «Открытие третьего глаза», «Йога из первоисточников», «Великая тайна: скрытая сторона упражнений йоги» явились настольными книгами для нескольких поколений искателей. Кстати, они до сих пор не потеряли актуальности и пользуются неизменной любовью у практиков. В своих объяснениях Сахаров обращается к науке и психофизиологии, а в упомянутой книге «Открытие третьего глаза» во множестве приводит примеры, которые могли бы стать замечательной демонстрацией юнговских идей синхронистичности.

Я весьма  далека от того, чтобы приводить к единому знаменателю идеи, обладающие глубокой самобытностью. И все же идеи российского физиолога А.А. Ухтомского, известного по большей мере как автора теории доминанты, видятся мне весьма близкими к тому, как Юнг описывает синхронистичность. Не отсылает ли нас мысль об энергии «отправных интуиций», понимаемых ученым как мудрость, которая коренится «в той досознательной опытности приметливости, в той игре доминант, которыми наделило нас предание рода» к представлению об unus mundus? Согласно Ухтомскому, доминанта – это «рабочий принцип» духовности, объясняющий природу человеческого сознания. Ухтомский описывает доминанту как форму причинности, которая держит в своей власти все поле духовной жизни человека. Так оминанта действует подобно магниту, позволяя сцеплять факты в единый опыт. Мысль об описываемых Юнгом акаузальных связях возникает сама по себе.

По мере погружения в тему в поле моего исследовательского внимания попадало изрядное число синхронизмов. Так и Юнг и Ухтомский родились в 1875 году. Ухтомский - раньше всего лишь на месяц с небольшим. Позже, обращаясь к изучению  творчества Аби Варбурга, автора атласа Мнемозины, я обнаружила, что он, как и Ухтомский, родился 13 июня. В этот же день в середине 20 века родился Ермий, автор теории сфайрологии, чьи размышления о галактическом мозге дали богатый материал для понимания вопросов синхронистичности.

Я нечасто обращаю внимание на даты, но случилось, что внимание непостижимым образом выхватывала их, увязывая между собой. Такие вот множественные открытия.

Ссылка на вебинар: https://tarotclub.ru/vebinary-tarot-news/taro-i-sinhronichnost?yclid=1172960867232776191