Так случилось, что я люблю метафоры. Одна из причин этого состоит в том, что метафоры в отличии от смыслов на поверхности, оставляют больше свободы в интерпретации. А, значит, дают шанс выхода за пределы жестко фиксированных смыслов. Чужих смыслов.

Хорошая метафора может стать путеводной нитью, направляющей внимание по заданному маршруту. Об этом хорошо знают сказкотерапевты и специалисты, использующие трансовые техники. Я помню, сколь большое внимание при обучении в этих направлениях мои преподаватели уделяли проверке не экологичность. Теперь же спустя десятилетие я с возрастающим удивлением наблюдаю за тем, как вопрос экологичности отошел в тень. Если не сказать больше. Медленно и незаметно ответственность за простимулированные изменения едва ли не полностью смещается на воспринимающего. А ведь тютчевские строки «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», снимающие остроту вопроса об ответственности, имеют продолжение. Поэт писал: «и нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Сочувствие – способность разделить переживание Другого. Разделить переживания и чувства. И речь здесь не о концепциях, мировоззренческих установках, идеях -но именно возникших в настоящем чувствах.

И вот как раз здесь я все чаще наблюдаю подмену. Что печально – у коллег и людей, чье мнение я считала если не авторитетным, то весомым. Люди, говорящие об опыте переживания в нынешней сложной ситуации, все чаще становятся рупорами идей, обличителями и обвинителями, за словами которых явственно угадывается: «я знаю как надо». В этом «я знаю» много гордыни, упоминаний о сбывшихся прогнозах, туманных намеков « подобное я имел в виду, когда…», «все к этому шло», обесценивания предпринимаемых другими усилий и «черных предсказаний».

Впрочем если взглянуть с другой стороны, каждый вправе тиражировать себя любым приемлемым образом – на страничке в соцсети, сообществе, ролике на ютубе. Тут есть выбор у воспринимающего: не нравится – не читай, не смотри. Я и правда читаю мало. Но меня не перестает волновать процесс наблюдения за тем, как формируются маршруты внимания. Тем более, что я довольно плотно исследую эффект прайминга – предвосхищающей установки. Это пришедшее из нейропсихологии представление позволяет избегать ловушек чужих смыслов. А избегать их стоит. Как выразился один мой хороший знакомый, «мы у себя одни».

Лососевые – жизнь по течению и против

Приведенное выше название я скопировала с одного рыболовного сайта после того как обратилась к вопросу приспособления с точки зрения тех метаморфоз, которые происходят с форелью и лососем. Этому интересу я обязана работам американского психолога Дж.Сигела. Именно их я использовала для подготовки к своему вебинару, затрагивающему вопросы адаптации. Казалось бы: какое отношение имеют рыбы к вопросам внимания и эффекту прайминга? Оказывается, самое прямое. В ходе того, как я разбиралась в теме, уделяя приоритетное внимание практике, у меня сложилась метафора, которой я хочу поделиться. Надеюсь, она будет достаточно экологичной.

Но начну с того, что американские исследователи, занимающиеся вопросами адаптации (нейропластичности) человеческого мозга, изучали возможности приспособления рыбы при смене места обитания от пресной речной воды к океанской соленой. Дело в том, что лосось в течении жизни меняет место своего обитания, покидая реки и устремляясь к морским глубинам. Нешуточные перемены. При этом рыба адаптируется к изменениям окружающей среды, а, значит, существенно меняется деятельность ее нервной системы. Удивительные метаморфозы: меняется окраска, переходя от черной в ярко-оранжевую, челюсти становятся крючкообразными. Не могу не удержаться, чтобы не привести неожиданно красочную для сайта утилитарной рыболовной направленности цитату: «Одновременно с этими внешними признаками при заходе в пресную воду значительно изменяется и поведение лососевой рыбы. Представьте себе, насколько другим стало ее окружение - еще недавно рыба обитала в трехмерной, пронизанной светом стихии океанской пелагиали - и вдруг она оказывается «запертой» в относительно небольших речных плесах, вынуждена проходить мелкие перекаты и пороги. Появляется множество физических ограничений, разных твердых предметов (берега и дно реки, валуны и коряги).

После однородной бесконечности океанской воды лососи вынуждены ориентироваться на скорость и направление течения, искать проходы в постоянно попадающихся на пути к нерестилищам препятствиях. И вот у них постепенно просыпается «память детства», и они все больше и больше начинают вести себя так, как жили до ската».

Вдуматься только: насколько трепетный и восхитительный процесс разворачивается перед нашими глазами: эволюционное ожидание и способность вернуться, сила выживания, выносливость, умение жить в средах разной мерности. Невольно вспоминаются шаманские образы природной трансформации.

А если посмотреть с этой точки зрения на происходящие сейчас социальные процессы?

Когда я прочитала часть текста о перипетиях рыб своим домашним, сыновья согласились с тем, что описание очень напоминает коснувшиеся едва ли не всех из нас физические ограничения и переход в оцифрованные среды.

Но было бы неправильно сводить социальные процессы исключительно к биологии. Тем не менее присмотреться к ним стоит. Обращаясь к вопросам адаптации рыб, ученые выделили фермент, который модифицируется под действием среды, меняя плотность частиц в жидкостях организма. Удивительные метаморфозы! Но что является «ферментом», делающим возможным нашу нынешнюю адаптацию?

Несомненно информация. Мне нравится определение информации как энергетических паттернов с символическим значением. Говорить об этом можно долго. Суть в том, что энергетические паттерны в информационном срезе формируют так называемое социальное поле. Это поле циркулирует под влиянием невидимых нейропластических изменений внутри людей, то есть нас самих. И «кирпичами», строительным материалом этих влияний является информация! Разве не от нас зависит, какие «кирпичи» использовать? Или, другими словами, выбирать, что усиливать, а что, напротив, блокировать, переводить в другое русло?

Сейчас много пишут о резонансах с событиями прошлого, возникающих в сознании и психике наших современников в связи с перепитиями жизни. Выходит на поверхность травматический материал, активируются паттерны страха, становятся очевидными непрожитые чувства. Порой кажется, что процессы настолько глобальны, что от конкретного индивида мало что зависит. Гравитация социального поля воспринимается как довлеющая. Парадоксально, но сопротивление нередко лишь усиливает это давление. В этом можно убедиться, пробежав глазами посты противников самоизоляции или подобных мер, эмоционально насыщенные прогнозы грядущих бедствий. Такая позиция – одна из отправных пунктов восприятия, который в свою очередь поддерживает и порождает цепочки смыслов, формирует установки. Возникает вопрос: если мы способны стать катализаторами тех или иных процессов как во внешнем мире, так и собственной психике, то почему забываем о том, что можем блокировать другие, которые кажутся деструктивными? Увы, негативные резонансы все масштабнее раскачивают и без того зыбкое внутреннее равновесие.

Конечно в случае с лососем все проще. Эволюция отфильтровала информационные единицы, запускающие адаптационные программы, направленные на выживание вида. У нас таких единиц скорее всего нет. Но у человека есть нечто, принципиально отличающего его от остальных живых существ. Мы можем называть это душой, божественным началом, высшим Я. Словам нет числа. Несомненно лишь то, что мы обладаем чудесным инструментом, делающим возможным взаимодействовать с этим Непознанным. Это – внимание.

Внимание – то, что управляет энерго-информационным потоком, отбирает и формирует «кирпичики» информации. Творит реальность. Будучи обращено к резонансам, возникшим в прошлом, закрепляет их в настоящем. Будучи обращено в будущее, творит новое, создавая нейропластические изменения. Едва ли не в любом общении происходит направление внимания в символические формы информации. Куда направляется внимание, туда и устремляются нервные разряды, растут нейрональные связи. В любой коммуникации мы что-то усиливаем и ослабляем в себе и других. Психологи любят повторять, что наше бессознательное не знает частицы «не»: все актуализируемое имеет тенденцию упрочить себя. А без ясного намерения и видения оптимального движения такие процессы далеко не всегда бывают позитивны.

Махатме Ганди приписывают слова: «Мы должны стать теми переменами, которые хотим видеть в мире». И речь тут идет не о позитивной визуализации, планировании будущего или успешных стратегиях. Скорее о поиске рычага, прощупывании способности управлять собственным вниманием, осознавании его свободы и зависимости от информационных потоков.

Заканчивая этот текст я хочу привести слова экзистенционального психолога Ролла Мэя: «Человеческая свобода подразумевает наличие способности выдерживать паузу между раздражителем и реакцией и в этой паузе выбирать тот отклик, которому мы желаем придать вес. Способность сотворять себя, основывающаяся на этой свободе, неотделима от сознания или самоосознавания».

По-видимому, стоит задуматься о таком шансе— ведь мы у себя одни!