Фрагмент книги "Искажения"

Казалось бы, рассмотрению вопросов обратной связи в сфере социальных взаимодействий уделено столь много внимания, что сама постановка вопроса о том, каким именно образом реализуют себя эти механизмы в повседневной жизни, может вызвать недоумение. Разве не этой теме посвящены сотни и тысячи психологических, социологических и философских исследований?

И действительно, при наличии обширного материала здесь, как нигде обнаруживается существенный разрыв между полем практического опыта, и академической наукой. Именно в этой области наиболее часто возникают различного рода искажения и умолчания.

Пожалуй, одним из наиболее существенных умолчаний культуры является феномен зависти. Удивительно, что даже несмотря на то, что христианство относит зависть к числу смертных грехов, более или менее системное рассмотрение этого феномена ускользает из сферы внимания. Так, основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, например, утверждал, что зависть является естественным переживанием человека. Ему вторят и наши современники, отводящие зависти роль едва ли не базовой антропологической категории. Но много ли это объясняет?

Несмотря на понимание того факта, что зависть несет отчетливо деструктивную функцию, большинство людей стыдятся признать существование этого чувства в себе, и даже обнаружив, лишь смиряются с этим как с неизбежным. В последнее время все шире распространяется представление о зависти как процессе, делающим возможным заживление нарциссической раны, что, хотя и звучит весьма многообещающе, мало что дает для понимания сути явления.

По всей видимости, механизм зависти закладывается на ранних этапах формирования личности в соответствии с теми же законами, с которыми формируется подражание, и во многом связан с функционированием зеркальных нейронов, отвечающих за способность отражения. Не будучи отрефлексирована, зависть становится поведенческим паттерном, встраивающимся в поведение, и в дальнейшем выступает механизмом – по большей мере весьма неэффективным – выстраивания самооценки.

Сложность исследования зависти во многом связана с тем, что ее появление всякий раз создает неопознанную и до сих пор никак не проявлявшую себя потребность. Так, подросток, увидев у товарища новое мобильное устройство, о существовании которого ранее не подозревал, с высокой долей вероятности ощутит резкий приступ зависти. Однако в соответствии с культурными нормами, аффект, скорее всего, будет подавлен. В то же время психика может проложить определенный маршрут внимания, способствующий оформлению потребности.

Как известно, пальма первенства в современной российской психологии, объясняющей функционирование эмоций, принадлежит так называемой потребностной теории. В соответствии с ней, потребности представляют собой те самые ниточки, при движении которых мы совершаем предзаданные движения. И кукловодом в этом спектакле чаще всего становится зависть.

В обществе, сфокусированном на генерировании потребностей, роль зависти может быть исключительно деструктивной хотя бы в силу того, что большая часть потребностей проявляет себя как искушения. Размышляя об этом, я не раз обращалась к запомнившимся с юности евангельским словам: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит!» (Мф. 18:7). В обществе потребления представление о соблазне как о том, что представляет для человека препятствие, способное затруднить путь, незаметно сменилось благодушно-попустительским отношением. Поддаться соблазну вкусной пищи, красивой одежды или бесшабашной вечеринки совсем не предосудительно. Ведь умело выстроенные рекламные слоганы в один голос убеждают нас в том, что «мы этого достойны». Следующий логический шаг подталкивает к тому, чтобы поставить вопрос по-другому: если у нас нет материальной возможности для реализации соблазна, мы  этого не достойны? Обнаружение в себе ростков зависти крайне важно для духовной практики именно в силу того, что зависть умело оборачивается иными чувствами и эмоциями, которые, по большей мере, проявляют себя истощающим образом.

Механизм зависти-искушения, зависти-соблазна в обыденном сознании чаще всего сопровождается обидой, что способствует возникновению оборонительной позиции по отношению к миру, воспринимаемому как враждебный. А в личных отношениях зависть нередко блокирует близость и понимание. Следствием этого становятся постоянные попытки заполнить внутреннюю пустоту.

Еще один аспект зависти связан с отношением к человеку, занимающемуся духовной практикой. Эта форма обнаруживается, впрочем, значительно сложнее. Зависть как обесценивание, принижение важности того, чем занимается другой, чаще всего является своеобразным защитным механизмом, ограждающим от тех или иных изменений в жизни.

Обнаружив в себе ростки зависти, следует помнить, что ее в большинстве случаев подпитывает чувство жалости к себе. Чаще всего оно, впрочем, тщательно закамуфлировано. Подпитываемая жалостью зависть нередко имеет в качестве  источника соревновательность, изначально содержащую элемент игрового поведения. Со временем, однако, соревновательность оборачивается конкуренцией, порождающей целое облако деструктивных чувств.