Свобода, отказ от нее, понимание собственной несвободы… В последнее время эта тема достаточно обострилась. И за шелухой слов все сложнее обнаруживаются смыслы…

Мне запомнилось выступление О.Г. Бахтиярова на конференции «Психотехники и измененные состояния сознания», где я впервые услышала о первичной травме сознания. Автор исходил из мысли о «неустранимом конфликте между очевидной подчиненностью Сознания внешним факторам и идеей Свободы». Первичная травма сознания возникает как результат отрицания Свободы как высшей ценности и опыта отказа от нее в пользу реакции на принудительные стимулы.  А стимулам нет конца! И в отличии от переживания Свободы они очевидны одновременно для многих. К тому же мы обусловлены набором генов, эпигенетической памятью, родовыми программами, передающимися из поколения в поколение, условиями среды и конечно эпохой, в которую живем. О какой свободе в этом крутом замесе тут можно говорить?

Призраки «стокгольмского синдрома», «экспериментальные» нейропсихологические свидетельства обусловленности наших решений, желаний… Мало кто возьмется поспорить с существованием встроенных в глубины нашего бессознательного передающихся из поколение в поколение программ, стремящихся проявить себя и активирующихся под импульсами внешнего мира. В тяжелые минуты возникает искушение увидеть происходящее с другими да и с собой с позиций марионетки, движущейся под мелодию кукловода. Тогда и Сознание предстает лишь плоским экраном, отражающим новостную ленту. Тут бы  марионетке и найти более или менее удобную позицию – так, чтобы выжить да шея не больно заламывалась. Какая уж тут свобода? Конечно, я чрезмерно упрощаю, но фокус внимания, обращенный на себя как на жертву, попавшую в воронку обусловленности, усиливает травматизации и ретравматизации.

Вспоминаются горькие слова Достоевского, вложенные в уста Великого Инквизитора: "нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем преклониться", и "нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается".

За просматриванием информации, бесконечным обращениям к видеороликам на ютубе, всматривание в таблицы статистики мне часто видится  стремление найти того, кто объяснит смыслы происходящего, наметит ориентиры, руководствуясь которыми можно будет передать ответственность за решение другому. В то же время нельзя отрицать полезность экспертного мнения, рекомендации профессионала. Но насколько компетентны эксперты – блогеры, популяризаторы науки, равно как специалисты в области личностного роста?

 Мне ни раз приходилось слышать, что узкий профессионализм уходит в прошлое, а человек будущего будет совмещать в себе множество компетенций. Возможно, но при выборе нейрохирурга большинство из нас скорее будут руководствоваться не богатой эрудицией специалиста, но его профессиональным опытом и числом успешных операций. Люди веками шли за советом к умудреным сединами мудрецам, обретшим способность беспристрастного эмоционально нейтрального взгляда, основанного на мудрости. Есть ли такие среди нас?

Хорошо известно, что ознакомление с информацией так или иначе меняет позицию восприятия. Исторически эту функцию выполняла Культура. Долгое время она в той или иной мере отражала зависимость сознания от внешнего, определяла ограничения на пути к свободе, вместе с тем указывая пути выхода за их пределы. Процессы такого отражения всегда занимают немало времени. И, думаю, в этом есть определенная закономерность. Ускорению подлежит далеко не все, и женщине по-прежнему требуется 9 месяцев, чтобы родить здорового ребенка. Современные «эксперты» в своем большинстве не задумываются  о вопросах зависимости сознания от внешнего, хотя и весьма охотно обращаются к идеям осознанности и ставшего едва ли не неприличным «майндфулнеса». На наших глазах все больше распространяются идеи, дающие  возможность отвлечься, заменив одну «неприятную» обусловленность на другую, «приятную», сформировать позитивное мышление и эффективные копинг-стратегии. Конечно же в этом нет ничего плохого. Не стоит лишь забывать, что это мало относится к той свободе, о которой шла речь.