Честно говоря, у меня нет однозначного ответа на вопрос о том, этично и правильно ли публиковать клиентские отзывы. В смысле ответа универсального. Сама я этого не делаю. Да и, признаться, не хотела бы, чтобы кто-то публиковал мои.
Ради интереса, кодекс Американской психологической ассоциации запрещает просить отзывы (testimonials) у клиентов, которые прямо сейчас находятся в терапии. В России такого нет, но все-таки, думаю, нелишне понимать, почему, просить у клиента отзыв чаще всего же не стоит. Равно как и нелишне понимать, что происходит с нами, когда написать что-то просят у нас.
Во-первых, клиент почти всегда находится в уязвимой позиции, боясь разочаровать психолога или терапевта своим отказом. А потому может демонстрировать свою «хорошесть», согласившись на обратную связь. Позитивный отзыв, написанный после вдохновляющей сессии, может очень отличаться от того, какой бы он написал на стадии сопротивления или прерывания терапии. Во-вторых, клиенту довольно сложно предугадать свою реакцию, когда он увидит свою историю - пусть даже и изложенную анонимно - в социальной сети или на личном сайте. Нарушаются ли здесь личные границы? Нередко бессознательное воспринимает это именно таким образом.
Еще один вопрос состоит в том, зачем психолог собирает отзывы. Конечно же первое, что приходит на ум, - это потребность укрепления своей репутации, и конечно же увеличение дохода от практики. Не столь очевидны сомнения в собственном профессионализме и потребность в одобрении. Однако и это присутствует. Это выглядит примерно так: «Расскажи, как ты мне благодарен, как я умею помогать – ведь я хороший специалист, подтверди!»
Ну и последний – как правило, скрытый фактор – можно охарактеризовать как потребность быть видимым. И вот эта потребность помогающего специалиста реализуется путем отражения от клиента. По сути, за его счет. Вот тут-то наверное обоим сторонам нелишне помнить о том, что решать проблемы терапевта за счет клиента недопустимо.