Признаться, размышления о целеполагании, правильной постановке задач и целей уже давно набили мне оскомину. Цитаты, обращение к опыту успешных людей, а то и личному жизненному опыту, аффирмации на привлечение денег, мужей, высокооплачиваемой работы... Иногда кажется, что на всякий удачный афоризм можно без особого труда найти противоположный ему по смыслу. Одно время я собирала что-то вроде коллекции, но потом забросила эту идею. Удивительно, но даже понимание того, что высказанные вне контекста мудрые мысли в большинстве случаев оказываются бесполезными, не останавливает большинство из нас от перепечаток чужих мыслей в пабликах и на личных ресурсах. Ключевое слово здесь «вне контекста».
Пару дней назад моя клиентка после участия в двух марафонов возмущенно сетовала на то, что пока она выполняла задания, воодушевление буквально переливалось через край. И вот месяц спустя маятник качнулся в другую сторону. На ее вопрос о возможных причинах я не стала вдаваться в рассуждения о тренинговой волне и даже не повелась на предложение расписать по «пунктам» то, что поможет впредь сохранять мотивацию. «А может мне просто не судьба все это, как вы думаете, Наталья?» Обычно на эти темы я не думаю, просто не ставлю вопрос таким образом. Но когда наша сессия подошла к концу, мне пришла на память китайская традиция практик исчерпания судьбы.
Практики исчерпания судьбы…Довольно непривычное словосочетание. Разве судьбу можно исчерпать? Для человека западного менталитета звучит совсем непонятно. Да и зачем? Узнать свое предназначение, следовать ему – эти вопросы время от времени возникают, и люди обращаются с ними к психологам. А может дело исключительно в переводе? Не в последнюю очередь конечно. В соответствии с китайской предсказательной традицией, Ба цзы ( к ним относятся эти практики) имеют три основания. Во-первых, судьба как данность – это то, с чем мы родились, некая сумма проявленного и непроявленного опыта, второе основание - удача или своевременность – то есть то, что проявляет себя в разные моменты жизни. Третья – составляющая – конкретные действия, направленные на привлечение удачи и смягчение неудач. Задача мастера Ба цзы состоит в том, чтобы соотнести эти три фактора, сориентировав человека в выборе направления. По всей видимости, фокусировка исключительно на действиях, пресловутое целеполагание в отрыве от представлений об их уместности в конкретный момент времени, судьбе конкретного человека чаще всего и приводят к возникновению тех проблем, с которыми и столкнулась моя клиентка, вовлеченная в поток марафонов.
Когда я поделилась с коллегой своими размышлениями, она развела руками: «Что ж, значит твоей клиентке зачем-то был нужен такой опыт». Универсальная фраза, между прочим – бьет без промаха. Можно было бы добавить что-нибудь про личный выбор. Что бы ни случилось, в какие бы ситуации мы не попали, нам зачем-то нужен такой опыт. Потом может и поймем зачем. Если повезет. А я все чаще думаю о том, что цена подобного опыта оказывается непомерно завышенной. Да, да, заблудившись в лесу, мы порой находим чудесную поляну, впоследствии восхищаясь мудростью провидения. Такое случается, но, увы, не так часто как об этом говорит популярная психология. Не так все просто и с целеполаганием. А обращаясь к китайской метафоре, исчерпания как развертки опыта не происходит – напротив, добавляется нечто, что впоследствии придется впоследствии расхлебывать.
Об опыте переживания качеств времени, календарных и личных ритмов мы как-то забываем. Ну или говорим что-то обтекаемо-смутное про своевременность и мудрое чувствование А потому время все чаще обрушивается массивом пугающей неопределенности будущего, в котором мы ищем безопасное местечко, судорожно ставя новые зачастую эфемерные цели, прислушиваясь к мудрости социальных сетей и гуру от психологии. Круг замкнулся. Тут невольно задумаешься об информационном детоксе.