Эта моя статья опубликована 12.09 в журнале "Нож" https://knife.media/mindsight/

Интерес к практике медитации и внимательности стал возрастать в западном мире начиная с 1980-ых. Во многом это было связано с процессами, охватившими страны Юго-Западной Азии. Иногда их называют ренессансом созерцательных практик буддизма тхеравады. Наряду с появлением плеяды замечательных буддистских учителей в Таиланде и Мьянме западные практикующие получили возможность обучаться в монастырях и ретрит-центрах юго-восточной Азии. Параллельно с этим исследования в области нейробиологии, интерес психиатров  и психотерапевтов к традиционным психотехникам способствовали интеграции традиционных практик с самыми передовыми научными представлениями. А на излете 20 века медитация переступила пороги кабинетов помогающих специалистов. 

Многих русскоязычных коллег вдохновляет опыт западных психотерапевтов, включающих в процесс терапии буддистскую медитацию. За последние годы появилось довольно много обучающих программ, которые проводят опытные практики, готовые делиться своим опытом. Вместе с тем курсы медитации в том числе и в онлайн формате уже давно стали коммерческим продуктом. Нередко случается, что люди, побывавшие на таких занятиях и «попробовавшие» медитацию, надолго если не навсегда разочаровываются в ее эффективности. Тем, кто задумывается о подходе к медитации с позиций современной нейронауки можно рекомендовать книги, пользующиеся заслуженным уважением со стороны практиков. Изложенная в них информация подтверждается последними работами в области нейробиологии. Среди них работы Дэниела Гоулман «Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе», Дэниела Сигела «Майндсайт», « Внимательный мозг», Джон Кабат-Зинна «Куда бы ты ни шел — ты уже там: Медитация полноты осознания в повседневной жизни». Существует и большой объем литературы, написанной буддистскими мастерами. Среди них особо хочется выделить труды Джека Корнфилда, американского психотерапевта, в течении многих лет проходившего обучение у тайских мастеров випассаны. Большинство книг по практике медитации, опирающихся на традицию тхеравады, бесплатно распространяются в электронном виде. Однако при нынешнем обилии информации, формирующем паттерны клипового восприятия, нам становится все сложнее сконцентрироваться на одном тексте. Учитывая это, можно рассматривать внимательное чтение одной книги в качестве первого шага в освоении медитативных практик.

Нередко случается, что люди, прочитавшие множество книг по практике медитации, пребывают в растерянности. Информации много, но в ней довольно легко запутаться. Чтобы этого не произошло, имеет смысл прибегнуть к моделям, позволяющим ориентироваться в конкретной технике. Об одной весьма емкой и информативной модели мы и поговорим ниже.

Майндсайт модель

Д. Сигел, психиатр, сумевший объединить знания нейробиологии, психотерапии и воспитания детей, несколько десятилетий назад основал Институт наблюдения за сознанием, директором которого поныне и является. В основе подхода Сигела лежит модель, которую он назвал  майндсайт или колесом осознавания. Модель основывается на понимании того, что происходит в мозге с точки зрения неврологии и позволяет по-новому взглянуть на область межличностных коммуникаций и собственное благополучие. Практический аспект применения майндсайт – опыт самонаблюдения. Попробуем взглянуть на него с несколько непривычного ракурса.

Всем известно, что пять органов чувств позволяют воспринимать окружающий мир. Но есть у нас и шестое чувство. Оно транслирует информацию о телесных состояниях.  Большинство людей, впрочем, вспоминают о нем лишь тогда, когда испытывают телесный дискомфорт. И это не удивительно: ведь умение прислушиваться к ощущениям тела требует особого внимания. Современная культура редко фокусируется на этом. Контакт с собственными ощущениями значительно усиливается при занятиях такими практиками как йога, тайцзи, цигун. На него обращают внимание и телесно-ориентированные психотерапевты. Однако кроме шестого чувства у нас есть и еще одна способность. Она связана с умением заглядывать в себя, наблюдать за работой собственного сознания и при этом оставаться свидетелем своего опыта. Эта способность, как определяет ее Д. Сигел, и представляет собой седьмое чувство. Но благодаря чему становится возможно наблюдать за сознанием? И что достигается в результате?

Сознание и осознание

Д. Сигел пишет: «Я нашел полезное определение сознания (или разума), поддержанное представителями различных областей науки, которое гласит, что это «процесс, регулирующий поток энергии и информации». И продолжает: «Человеческое сознание есть сознание воплощенное, ибо оно включает в себя потоки энергии и информации в организме, включая головной мозг. Также сознание погружено в отношения…  Усваивая написанные мною слова, вы меняете потоки информации и энергии в своем организме.»

Взгляд на сознание как процесс, регулирующий поток энергии и информации, позволяет глубже проникнуться мыслью о том, что полнота осознания предполагает сосредоточение на настоящем моменте без попытки что-либо изменить. И это способствует умиротворению и ощущению благополучия. Буддизм издавна оперирует подобными представлениями. И успешно применяет на практике.  Однако нет необходимости становится буддистом, чтобы освоить практику наблюдения за сознанием. Концентрация на моменте настоящего позволяет прикоснуться к глубинам себя, освободившись от смирительной рубашки бессознательных импульсов, управляющих нашим поведением. Если пойти немного дальше и взглянуть на психотерапию как на парную психотехнику, можно предположить, что терапевт, обращая внимание клиента к переживаниям, ощущениям и мыслям , способен передать навык контактf с настоящим.

Тело и майндсайт

Отталкиваясь от представлений о том, что сознание – это процесс воплощенный в теле , модель майндсайт показывает, что мы можем целенаправленно концентрировать осознанность. Другими словами, возможно направлять внимание как к собственным телу и мозгу, так и взаимоотношениям. И это позволяет менять их к лучшему. Говоря проще, если от общения с кем-то ( например, начальником) нас начинает трясти  или мы, к примеру, покрываемся холодным потом, можно  изменить положение дел, обратившись к ощущениям тела. Наблюдение за собой после некоторой тренировки помогает сознавать моменты включения автоматизмов «бить, бежать и замереть» и таким образом менять направление внимания , чтобы истощающие реакции более не проявлялись. При этом нет необходимости прибегать к каким бы то ни было аффирмациям, а уж тем более поддерживать паттерны заведомо истощающей коммуникации.

Д. Сигел отмечает: «Сознавание полноты наших ощущений помогает полноценно воспринять внутренний мир нашего сознания и целиком погружает в реалии жизни - ведь ум это то, что воспринимает все таким, какое оно есть. Этот ум — это состояние присутствия и знания,  в  котором  есть  только  тот,  кто  воспринимает  переживание  и оставляет все следовать собственной природе».

Люди, практикующие ту или иную систему саморазвития, со временем формируют достаточный навык самонаблюдения. Этому способствуют практика йоги, даосские техники, восточные единоборства. Те, кто обращаются к психологам и психотерапевтам, как правило, имеют сформировавшийся навык самонаблюдения, умеют лучше распознавать  собственные чувства. Однако научиться навыку самонаблюдения, основанного на майндсайт возможно и самостоятельно, основываясь на понимании механизма работы наблюдения за сознанием.

Случай из практики (приводится с разрешения клиентки)

В. обратилась ко мне с запросом помочь вернуть состояние внутреннего равновесия. После 6, 5 лет психотерапии у одного специалиста она много знала и понимала о травматическом опыте  детско-родительских отношений, сознавала собственные, по ее словам, неуспешные стратегии отношений с партнерами. До обращения к предыдущему психотерапевту она 6 лет занималась практикой йоги, выучилась на инструктора и подумывала о том, чтобы сделать преподавание основной работой. Однако вышедший наружу травматический опыт буквально парализовал ее волю. В. Предупредила, что больше не хочет, по ее словам,  «нырять в бессознательное и его травмы», поинтересовавшись, могу ли я предложить другой путь внутренней интеграции. Мы выбрали формат текстовой терапии, в котором я предлагала В. упражнения для развития навыков самоосознавания.  В. Писала отчеты-дневники с периодичностью 2 раза в неделю. Мои задания были сфокусированы на усилении состояния «здесь и сейчас» и предполагали самотестирование 2-3 раза в день. Через полтора месяца В. отметила, что поняла, что до сих пор все ее внимание было направлено на травматическое прошлое или желаемое будущее. По ее словам, «времени на настоящее просто не оставалось».  Спустя еще 2 недели она почувствовала, что готова самостоятельно мотивировать себя, и мы перешли к формату поддерживающих сессий 1 раз в месяц. В. приступила к самостоятельной регулярной практике медитации випассана, поэтапно осваивая все новые ступени. Через полгода работы на одной из сессий В. сообщила, что травматический опыт, который доставлял болезненные переживания, периодически попадает в область осознавания, но более не причиняет таких страданий «это как фильм, который смотришь, над которым можно поплакать, но закончатся субтитры, и вновь можно будет жить своей жизнью».

Описанный случай представляет собой пример временной интеграции, о которой мы еще скажем ниже. Чуткость к собственным ощущениям (В. занималась практикой йоги) и навык рефлексии, усилившийся во время терапии, оказались важной базой, позволившей достаточно быстро продвинуться в решении сложных задач.

«Никогда не поздно вернуть счастливое детство» или возвращение в тело

Психологи в целом согласны в том, что отрезанность от телесных ощущений характерна для тех, в чьем детстве не было опыта безопасной привязанности. Такие люди плохо ощущают сигналы, исходящие от собственного тела, с трудом понимая свои же  импульсы и побуждения. Растерянность перед лицом сложных эмоциональных переживаний часто сопутствует разрыву контакта с  ощущениями. Джон Кабат-Зинн, благодаря разработкам которого волна интереса к теме осознанности прокатилась по всему миру, предлагает программу, основанную на развитии самоосознания. В одной из своих работ он пишет: «как правило, наши пациенты обращаются к этой программе потому, что страдают от стресса или боли. Однако смысл в том, чтобы обратить внимание на происходящее внутри, дабы увидеть, что именно нужно». В той же мере как и программы Джона Кабат-Зинна, практика майнсайт дает возможность и конкретные инструменты тренировки самоосознания. Вот как описывает ее возможности сам автор:

  • мы можем оставаться восприимчивыми к сокровищам своего сознания, а не просто реагировать на рефлексы
  • научиться управлять своими мыслями и чувствами, а не давать им управлять нами.
  • лучше понимать других и отвечать им с большим сочувствием.

Не правда ли звучит вдохновляюще? Однако не являются ли перечисленного лишь сладкими описаниями в духе позитивных визуализаций? Попробуем разобраться.

Медитация и позитивное мышление

Так сложилось, что медитацию нередко отождествляют с позитивным мышлением. И это большое заблуждение. Позитивная визуализация является лишь одной из форм медитации, имеющая достаточно ограниченный диапазон применения. И если уж говорить об изменениях, стоит помнить, что изменить можно лишь то, о чем мы имеем хоть какое-то представление. Медитация предполагает созерцание мыслей. Созерцая мысли и не погружаясь в них, мы обретаем способность отойти от собственных стереотипов. Это позволяет остановить ментальное беспокойство. Такой процесс вовсе не означает того, что одни мысли сменяются другими, более «правильными» или ресурсными. Медитация делает возможным остановиться и выйти за пределы мышления. В результате в какой-то момент становится ясно, что мышление и осознавание – не одно и то же. То есть мы начинаем чувствовать, что осознание - это то, что меняет само мышление.

Случай из практики ( приводится с разрешения клиента)

М. обратился ко мне с запросом «научить медитировать». Ко времени нашего контакта он прошел два онлай-марафона по различным медитативным системам, а до этого два года занимался медитацией в группе практиков, спонтанно сложившейся благодаря общению на одном из чатов. Во время первой встречи выяснилось, что М. понимал медитацию именно как визуализацию, умение фантазировать и воображать. Наблюдение за собственным сознанием, которое я ему предложила, вызывало определенную сложность в силу того, что М. не знал «за что зацепиться». Я предложила ему обратиться к ощущениям тела и, в частности, сфокусироваться на дыхании. Натренированное воображение генерировало все новые образы, отвлекая М. от такого, по его словам простого и неинтересного занятия. Нам потребовалось 3 сессии для того, чтобы научиться в течении 5 минут  наблюдать за дыханием, не отвлекаясь. Но как только это было достигнуто, М. признался, что буквально заполонен ощущениями, которых раньше не осознавал или игнорировал. По его словам, это было настолько непривычно, что постоянно хотелось прервать процесс. В продолжении следующих сессй М. учился принимать и проживать ощущения не оценивая как то, что происходит в актуальном настоящем. В ходе дальнейшей практики наблюдалось все усиливающееся состояние покоя и расслабления. М. свидетельствовал, что стал лучше понимать свои чувства и побуждения, которые раньше от него ускользали.

Представление о том, что медитация нередко выносит на поверхность вытесненные переживания и слишком сильные чувства, отнюдь не ново. Известны случаи, когда во время длительных медитативных ретритов участники испытывали депрессивные состояния, и изредка психотические припадки. Такие случаи иногда выступают в качестве аргумента, свидетельствующего о вреде медитации. Традиционно во всех культурах были наставники, которые в случае необходимости могли помочь практикующим разрешить сомнения и оказать психологическую поддержку. Случается такое и в наше время. Но все же часто практикующий остается лицом к лицу с глубинными проблемами. И если ведущий ретрита далеко не всегда может уделить внимание каждому участнику, то организатор онлайн марафона и вовсе крайне редко вникает в личные затруднения. Впрочем такие проблемы чаще всего возникают у людей, практикующих медитацию длительно и интенсивно. Как свидетельствуют инструкторы медитации, многие психологические проблемы, существовали еще задолго до практики . В то же время поддержка бывает крайне необходима именно в такие моменты. В модели майндсайт присутствует представление о межличностной интеграции. Прежде чем перейти к ней имеет смысл поговорить о механизме эмпатии.

Зеркала в мозге

О зеркальных нейронах, ответственных за эмпатию, ученые заговорили несколько десятилетий назад. В основе эмпатии лежит представление о том, что мозг использует сенсорную информацию для представления чужого сознания так же, как и формируют  образы окружающей среды. Прибегая к метафоре, можно сказать, что зеркальные нейроны представляют собой что-то вроде антенн, воспринимающих информацию о чувствах и побуждениях других людей. Д. Сигел отмечает: «Удивительно – и это часто ускользает из внимания – то, что зеркальные нейроны реагируют только на преднамеренную активность, то есть действия, преследующие определенную цель.» Здесь важным является то, что с самого рождения мы наделены способностью картировать поведение других людей. В самом простом варианте это проявляется тогда, когда при виде жующего человека у нас возникает аппетит, а при просмотре телесериала про автомобильные гонки учащается сердцебиение. То есть мы не только воспроизводим поведение других людей, но и вступаем в резонанс с их внутренним мыслительным потоком.

В какой-то мере способность к эмпатии является врожденной. Но в процессе жизни способность ощущать чье-то состояние зависит о того, насколько хорошо мы понимаем собственное. Это особенно актуально для помогающих специалистов. Если психолог хорошо ориентируется в том, что с ним происходит, он становится открыт для того, чтобы резонировать с другими. Если же понимания своего состояния нет, то его могут захлестнуть чужие чувства или проявиться контрперенос, понимаемый как способность приписать клиенту собственные чувства. Людям, жалующимся на отсутствие эмпатии со стороны близкого человека, возможно будет полезно представлять, что отсутствие эмпатии может быть связано с тем, что партнер недостаточно чувствует самого себя. Такое понимание может существенно облегчить взаимный контакт. Вместо того, чтобы высказывать претензии по поводу недостатка внимания можно попробовать мягко обратить внимание собеседника на его собственные чувства. Как бы там ни было, чем лучше мы узнаем себя, тем восприимчивее оказываемся друг к другу. Возможно этим объясняется то, что буддистские мастера, много времени посвящающие созерцанию, столь часто практикуют метту – медитацию любящей доброты. Метта представляет собой один из существенных аспектов медитации випассана.

Модель майндсайт уделяет большое внимание пониманию того, что тебя понимают. И с этой позиции становится понятной исцеляющая сила чужого внимания. Вот как об этом пишет Д. Сигел: «Исцелением становится присутствие близкого заботливого человека хорошо нас чувствующего. Прикасаясь к болезненным зонам собственного опыта, становится возможно имитировать спокойствие терапевта, то, что называется созданием безопасного пространства.» Однако иногда присутствие другого может не только не привести к исцелению, но и способствовать травматизации. Почему это происходит?

«Тонкокожий» мозг или «нет на месте»

По аналогии со статусом онлайн-мессенджеров Эрвинг Гоффман выделил определенную форму коммуникации, которую назвал «нет на месте». Ее можно наблюдать когда во время совместной трапезы, публичного выступления или обычной прогулки один из собеседников непрестанно обращается к мессенджерам, проверяет почту или социальную сеть. Такое поведение считывается другими участниками как «мне не интересно то, что происходит сейчас». И даже если собеседники не высказывают неудовольствия, на подсознательном уровне, происходит разрыв связей. Д. Гоулман  описывает то, как это происходит на неврологическом уровне: «Когда мы переключаем наше внимание с какой-то работы, плана, чувства или симпатии на нечто другое, активируется соответствующая сеть в мозге.» То есть, собеседник «выпадает» из зоны контакта. В этом кроется одна из причин непонимания и взаимного неудовольствия. Очевидно, что по этой же причине все больше людей жалуются на собственную «невидимость». Такие проблемы не были свойственны людям предыдущих поколений. Как бы там ни было, выпадение из общения считывается нами как разрыв привязанности. Можно предположить, что поглощенность мессенжерами современных родителей  разрушает сонастройку, лежащую в основе безопасной привязанности. Сознавая это, мы можем предпринять конкретные шаги, способствующие укреплению чувства внутреннего благополучия и  улучшению отношений с окружающими. Первым шагом в этом процессе может быть представление о сонастроенном общении. С неврологической точки зрения об этом пишет Д. Сигел: «Сонастроенное общение достигается за счет координации входящих сигналов, поступающих от сознания другого человека, с вашей собственной психической деятельностью. Этот процесс установления резонанса активирует средние префронтальные зоны мозга». Другими словами, для того, чтобы настроиться на другого, нужно быть в той или иной мере осведемленным относительно себя.

Прежде чем перейти к описанию аспектов интеграции остановимся на некоторых рекомендациях  по развитию повседневной осознанности, приведенных в книге Рика Хансона и Ричарда Мендиуса «Мозг Будды»:

  • Замедляйтесь.
  • Меньше разговаривайте.
  • Когда возможно, не делайте несколько дел одновременно. Реже будьте многозадачными.
  • Выполняя повседневные действия, сосредоточивайтесь на дыхании.
  • Расслабляйтесь, чтобы в обществе других ощущать спокойное присутствие в моменте.
  • Используйте рутинные события – звонок телефона, поход в ванную, питье воды – как «звоночки», услышав которые вам нужно вернуться к ощущению сконцентрированности.
  • Во время приема пищи старайтесь осознавать, откуда взялась еда

Палитра интеграции

Модель майндсайт выделяет несколько типов или уровней интеграции, посредством которых становится возможно достичь ощущения внутреннего благополучия. Остановимся на некоторых из них  подробно

Интеграция состояний

Интеграция состояний подразумевает объединение разрозненных состояний в психике. Как правило, у большинства из нас существуют более или менее выраженные внутренние конфликты. Если прибегнуть к терминологии некоторых психологических направлений, можно назвать их конфликтами субличностей. Как проявляются такие конфликты? Случается, что одно сильное и неотвязное чувство захватывает  целиком. На этом фоне становится неважным все остальное. На неврологическом уровне это выглядит так: формируется доминанта – господствующий очаг возбуждения - стягивающий к себе основной объем психической энергии и информации. Неотвязное чувство буквально подчиняет себе человека.

В парадигме психосинтеза работа выстраивается таким образом, что активируется центр Я, позволяя субличности –«захватчику» найти свое место в общей картине психики. В модели майндсайт это достигается путем интеграции состояний, основанном на любопытстве, признании и любви как неотъемлемых компонентах внимательного осознавания. Под осознаванием понимается то, что с нами происходит. Д. Сигел пишет «Признавая присутствие этих различных состояний бытия, мы учимся множеству способов любить себя такими, какие мы есть, а не за идеализированное представление о том, какими мы должны быть». Этот процесс не имеет ничего общего ни с вытеснением, ни с избеганием. Напротив, сильному чувству или эмоции уделяется достаточно внимание, но оно оказывается связанным с контекстом. Для того, чтобы лучше проиллюстировать эту мысль, с разрешения клиента приведу пример из практики.

Л., по его словам, много лет не мог справиться с периодически охватывающем  чувством того, что он ничего не успевает. Несмотря на то, что он сознавал, что в большинстве случаев у этого чувства нет рациональных оснований – он действует оптимально - разочарование продолжало преследовать его. Работа с четырьмя специалистами, с которыми он был в общей сложности был 3 года в психотерапии была успешна во многих других направлениях, но разочарование то и дело преследовало его. При этом Л. характеризовал себя как хорошего семьянина и уважаемого работника. Я предложила использовать модель интеграции, позволяющую исследовать это чувство с любопытством и признанием. Сама мысль поначалу вызвала у Л. сопротивление, однако в течение 3 недель Л. регулярно выполнял практику, суть которой сводилась к фиксации и внимательнму наблюдению за чувтвом  запаздавания.  Мы работали в формате текстовой терапии, и я предложила Л. несколько раз в день, ставив таймер, сканировать свое состояние в целом, отмечая при этом, проявляет ли себя чувство разочарования. Результат, по его собственным словам, превзошел самые смелые ожидания. Л. с любопытством ждал, когда разочарование в себе возникнет ( ему по-прежнему порой казалось, что он ничего не успевает), но когда оно возникало, он не задерживался на этом надолго, что провоцировало Л. на дальнейшее самоисследование. Воспоминания заполонили его, дав возможность осознать семейные стратегии, которые до сих пор ускользали как от его внимания, так и в ходе терапии.

Л. настолько заинтересовался техникой, что в дальнейшем с интересом применял ее для самопознания.

Интеграция памяти

В процессе работы с практикой майндсайт иногда мы обнаруживаем, что оказываемся буквально заполонены сенсорным изобилием. Мы вновь и вновь переживаем события прошлого. Подобное иногда случается и в психотерапии, когда поднимающийся травматический опыт затмевает переживания актуального настоящего. Но если в терапии этот процесс находится под контролем – мы понимаем, что это элементы прошлого и интегрируем его совместно с помогающим специалистом - то в обычной жизни он часто находится вне зоны контроля. В крайних случаях выражением этого являются флэшбеки или иные явления, сопутствующие посттравматическому стрессовому расстройству. В таких случаях практика майндсайт может стать фундаментально важным шагом в разрешении психотравмы. Всплывающие из памяти элементы, портившие жизнь своему носителю, становятся частью автобиографической памяти, теряя свой начальный эмоциональный заряд.

Нарративная интеграция

Нарративная (повествовательная) интеграция по своей сути близка интеграции памяти. Она позволяет нам составить связную историю собственной жизни, включив позицию так называемого «свидетельствующего я». Опыт ведения дневников, обмен письмами – во многом способствует нарративной интеграции. Однако обмен сообщениями в мессенджерах или ведение блогов справляются с этой функцией не столь эффективно. Случается, что  отрывочный формат обмена информацией может препятствовать нарративной интеграции. В свою очередь сказки и истории жизни, передаваемые из поколения в поколение, весьма успешно справлялись с этой функцией. В рамках статьи у нас нет  возможности более подробно остановиться на этой теме. Хочу лишь отметить, что нарративная интеграция как один из фокусов майндсайта ведет к упрочению внутреннего благополучия. Говоря о применения принципов нарративной интеграции, Д. Сигел пишет: «Исследования психологии развития привязанности показывают, что один из лучших предикторов качества привязанности ребенка к родителю — непротиворечивая история жизни последнего, обладающая так называемой нарративной (повествовательной) связностью.»

Межличностная интеграция

Межличностная интеграция – метод, помогающий гармонизировать отношения с окружающими. В его сердце лежит сонастройка. Когда мы сонастраиваем свое состояние с состоянием кого-то еще или когда мы обмениваемся энергией и информацией друг с другом, чтобы устанавливать взаимный резонанс, мы приходим к межличностной интеграции. Но что делать, если человек нам заведомо неприятен? Или того хуже, мы чувствуем исходящую от него враждебность? Вопреки расхожим представлениям поп-психологии о позитивной визуализации и позитивном настрое, стоит сказать, что, чтобы стать безопасной и надежной, межличностная интеграция требует времени на освоение этого навыка. Не стоит забывать, что первой ступенью к ее освоению является все же интеграция состояний.

В заключение этой статьи хочу привести две цитаты, в той или иной мере передающие настроение, свойственное майндсайт как пратиктике медитации осознанности. Первая принадлежит психотерапевту и практику буддисткой медитации Джеку Корнфилду: «Для осуществления в нашей духовной жизни универсальное должно быть неразрывно связано с личным. Мы люди, и человеческие врата к священному – это наши собственные тело, сердце и ум, история, из которой мы пришли, и самые тесные взаимоотношения и обстоятельства нашей жизни». Вторая – авторам бестселлера «Мозг Будды» : «По большому счету осознанность – это контроль над собственным вниманием: вы можете направить его куда хотите, и оно останется на этом объекте; когда вы захотите сместить его на что-то другое, вы сможете это сделать. Когда стабильно ваше внимание, стабилизируется и ваш разум: его не отвлекают посторонние предметы, он основателен, непоколебим. Внимание словно луч света; и то, что освещено им, попадает в ваш разум и формирует ваш мозг. А это значит, что, скорее всего, контроль над вниманием можно считать самым эффективным способом изменения мозга и разума.»

И пусть практика внимательного осознавания принесет нам радость и душевное благополучие!