Глава 4
Согласно когнитивистскому подходу, язык наряду с восприятием, мышлением и памятью относится к когнитивным структурам, обеспечивающим процессы получения, усвоения и трансляции знания. Концепция языка, предложенная В. Гумбольтом (Гумбольт В., 1984) и получившая развития в трудах А.А. Потебни (Потебня А. А. ,1989; Потебня А.А., 1993) основывается на положении о том, что развитие мышления и языка представляют собой параллельные процессы, и развитие одного невозможно без развития другого. «Сгущение мысли», описанное Гумбольтом как мыслительно-речевой акт, одновременно расширяет внутренний мир человека и является его продуктом (Гумбольт, 1984, с.45). Такой подход предполагает, что слово наряду с прямым значением включает в себя и широкий ассоциативный спектр, метафорические и метонимические проявления.
Когнитивистский подход позволяет рассматривать метафору в качестве вербализованного способа познания, что вызывает самый живой интерес у психологов. Корифеи этого подхода Дж. Лакофф и М. Джонсон М. видят в метафоре реализующийся потенциал выхода на абстрактный уровень мышления: «…обыденная понятийная система, в рамках которой мы мыслим и действуем, метафорична по самой своей сути» (Лакофф Дж, Джонсон М., 2004, с. 111). Вывод, следующий из этого положения, заставляет задуматься: ведь управляющие нами идеи не замыкаются на области мышления. Они во многом обуславливают повседневную деятельность. Из этой мысли следует то, что наше поведение и повседневный опыт во многом обусловлены метафорой. В то же время, это влияние поддается осознаванию лишь в результате применения специального усилия.
Примечательно, что концептуальная теория метафоры в ее нейрофизиологической версии предполагает измерение активности импульсов в коре головного мозга. Это позволяет выявлять задействованные нейронные связи между участками мозга. В ходе исследований зоны нейронных связей получили название области источника и области цели. По мнению исследователей, эксперименты такого рода доказывают реальное существование метафоры в качестве когнитивной структуры сознания. Эти исследования позволили Дж. Лакоффу разъяснить так называемый рефлекс концептуальной метафоры (Лакофф Дж, Джонсон М., 2004, с. 124).
Суммируя основные идеи когнитивного подхода к метафоре, можно сказать, что, представляя абстрактные единицы в конкретной форме, метафора создает процедуры обработки и генерации знания. Очевидно это и позволяет ей встать в ряд когнитивных феноменов.
В рамках когнитивного подхода крайне интересным видится взгляд на метафору как смыслополагающую структуру, описанный в трудах Э. Маккормака (Маккормак Э., 1990, с. 341-365). Маккормак предполагает существование одновременного несходства и подобия между семантическими референтами. Именно это выступает в качестве условия понимания метафоры. В русле этого подхода метафора становится не только образной фигурой речи, но и функциональным способом мышления.
На основании анализа исследований синестетического восприятия, проводившихся на протяжении последних двух десятилетий (Cacciari, 2008 Marks, 2013) можно предположить, что синестезия является едва ли не основным механизмом возникновения метафоры. Особое внимание в развитии этих идей уделяется установлению иерархических отношений между ощущениями разных модальностей (Cacciari, 2008, p.427). Примечательно, что более распространенными являются синестетические метафоры, в которых осуществляется межсенсорный перенос «снизу-вверх» (low-to-high mapping process). При этом перцептивные метафорические переносы вызываются перцептивными характеристиками того события, которое непосредственным образом ассоциируется с другим перцептивным событием.
Исследования в этой области подводят нас к пониманию, высказанному И.В. Зыковой (Зыкова И.В., 2011 с. 290) суть которого состоит в том, что содержание знаков естественного языка и в особенности его образных средств, к которым в первую очередь относится метафора, отражают специфику работы психоневрологической системы человека. В то же самое время помимо психоневрологического феномена перцепция представляет собой социокультурное явление, сопряжённое как с процессом смыслопорождения, так и усвоения заданных смыслов.