Глава 5

В 80-90 е годы прошлого века интерес к работе с клиентскими метафорами нашел свое отражение в психотерапевтической практике. Нам удалось познакомиться с некоторым количеством клинических отчетов и описаний использования метафор клиентами. Обращает на себя внимание тот факт, что практики-консультанты, зачастую будучи весьма эффективными в индивидуальном консультировании, не испытывают склонности к обобщениям, систематизации и даже передаче своего опыта. А потому едва ли не любая попытка осмысления и методологизации практического опыта представляет, на наш взгляд, исключительную ценность. 

Изучением вопроса о возможности коррекции психики клиентов посредством работы с их собственными метафорами занимался новозеландский психолог Дэвид Гроув (Grove, D. and Panzer, B.I. 1989). Наблюдая за метафорами своих клиентов, он пришел к выводу, что метафорические образования обладают собственной структурой и внутренней логикой. Дальнейшее изучение этого вопроса показало, что изменение метафор клиентов приводит к существенным изменениям в поведении.  В ходе своих исследователей Гроув поставил весьма существенный вопрос, связанный с привнесением консультантом собственных метафор в дискурс клиента. В ходе разрешения этого вопроса им был предложен подход, названный впоследствии чистым языком (Grove, D. and Panzer, B.I., 1989, 256p.).

Метод чистого языка предполагает использования алгоритма, в основе которого лежит набор вопросов, основанный на базовых элементах восприятия, сопряженных с порожденными клиентами метафорами. Гроув создал большое количество аудиоинструкций, снял несколько видео и провел множество семинаров, посвященных терапии метафорой. Нам удалось пообщаться с одним из участников семинара, сообщившего, что в ходе семинара в качестве модели обучения Гроув использует так называемые психосемантические карты, предполагающие репрезентацию внутреннего мира как природного пространства.

Продолжение идеи Гроува получило развитие в трудах У. Салливана, обращенных к вопросам символического моделирования (Салливан У. Рез Д., 2011). В основе изложенного в работе подхода непосредственно лежит работа с метафорой. В символическом моделировании используются две технологии. Первая развивается в парадигме чистого языка и представляет технику постановки вопросов в позиции активного слушания, предполагающей отсутствие каких бы то ни было интерпретаций. У. Салливан отмечает, что во время использования этой техники клиент целиком является автором самого процесса и его результатов (Салливан У. Рез Д., 2011 с.18). Применение чистого языка превращает внутреннюю работу над разрешением проблем в радостное путешествие по метафорическому пространству. На этом пути, по мысли автора, клиента ожидает множество открытий и озарений.

Вторая технология являет собой непосредственно символическое моделирование на основе метафоры. Процесс символического моделирования предполагает минимальное вмешательство консультанта во внутренние процессы клиента, что обеспечивает высокую экологичность технологии.

Спектр применения этого метода, по мнению самого У. Салливана, простирается от проблем, связанных с зависимостью, последствиями травматического опыта до устранения причин соматических заболеваний. В ходе сессии происходит оценка собственного опыта клиента с новых позиций, предполагающих отсутствие «примесей» других интерпретаций. Несомненным преимуществом такого подхода является практическое отсутствие сопротивления, максимальная экологичность и настрой клиента на самостоятельное решение личных проблем.

Обнаруженная посредством использования техники чистого языка метафора клиента обладает свойствами психоактивности, понимаемой как возможность трансформации психического опыта. Именно с этим связано требование безоценочного подхода и точности формулировок. У. Салливан неоднократно подчеркивает, что обесценивание метафоры является крайне болезненным переживанием для ее носителя. 

Предпримем попытку выделить некоторые принципы символического моделирования, акцентированные Салливаном (Салливан У. Рез Д., 2011 с.52):

  1. Метафоры переживаний определенного вида обладают сходной самому переживанию структурой.
  2. Метафоры представляют переживание более полно, чем абстрактные умозаключения, что обеспечивает более эффективное общение.
  3. Переживания жизненных изменений идут рука об руку с изменением метафор. Те и другие изменения происходят параллельно.

Коротко суммируя сказанное, можно утверждать, что в рамках концепции чистого языка психоактивный компонент выступает в качестве ее непременного атрибута.