В области психологии обозначился достаточно большой разрыв между теоретическим осмыслением роли метафоры и пониманием областей ее применения в поле практики психологического консультирования. Во многом это связано с тем, что психологи-практики часто не склонны к систематизации своего практического опыта, а для академической науки анализ практического опыта отдельных специалистов вызывает определенную сложность.

Обращает на себя внимание, что в то время как темам использования метафоры непосредственно психологами уделяется достаточно внимания, обнаружение, рецепция и дальнейшая работа с метафорой клиента в большинстве случаев остается за кадром. Таким образом, потенциал метафоры клиента весьма часто остается не распознанным.

Наш интерес к изучению вопросов восприятия и последующей работой с клиентской метафорой сопряжен с несколькими факторами. Во-первых, потенциал метафорического языка, столь ярко и мощно являющий себя в литературе и искусстве, не всегда в полной мере отражается в психологическом поле. Во-вторых, границы применения метафоры в консультировании трудно определимы. Изучение вопроса показало, что зачастую метафора клиента остается неуслышанной, и, даже будучи распознанной, ее потенциал часто не используется. В-третьих, ввиду слабой изученности темы довольно расплывчатыми остаются критерии экологичного применения метафоры в ракурсе специфики терапевтической интервенции в метафорический дискурс клиента. В-четвертых, исходя из предположения о том, что поле консультирования является метафоричным по своей природе, не до конца понятно, насколько парадигма, в которой работает консультант, влияет на восприятие им метафоры клиента.

В первой главе работы был проведен анализ теоретического материала, посвященный пониманию места клиентской метафоры в поле психологического дискурса. Нами были рассмотрены представления о работе с метафорой в парадигмах психоанализа, гипнотерапии, нарративном и когнитивном подходах. В качестве отдельной темы были подвергнуты анализу вопросы экспериментального обнаружения метафоры. В завершении первой главы были сформулированы основные проблемы рецепции клиентской метафоры в практике психолога. В рамках пилотного исследования была сделана попытка изучения феноменологии восприятия клиентской метафоры в качественном подходе. Вторая глава посвящена описанию методов и процедур пилотного исследования, выборки исследования и описанию результатов.

Объектом предпринятого пилотного исследования явились практикующие психологи-консультанты.

Предметом исследования стали особенности обнаружения, рецепции метафоры клиента и дальнейшей работы с ней в ходе консультирования.

Гипотезы исследования:

  1. Работа с метафорой клиента в ходе консультационной сессии обладает не только диагностическим потенциалом, но и является эффективным инструментом работы с запросом, способствует возникновению клиентских инсайтов.
  2. Метафорическая коммуникация обладает психоактивным потенциалом. Другими словами, трансформация метафорического образа в ходе сессии может свидетельствовать об изменениях проблемных зон психической реальности клиента.
  3. Направление в консультировании, которого придерживается специалист, напрямую коррелирует как с особенностями рецепции метафоры клиента, так и со стратегией дальнейшей работы с метафорой.

В ходе работы были поставлены следующие задачи:

  1. Провести анализ исследований, посвященных пониманию роли метафоры в поле психологического дискурса.
  2. Осуществить пилотное исследование (глубокое интервью), направленное на выявление паттернов работы с клиентской метафорой психологов-консультантов.
  3. Провести интент-анализ интервью с целью выявления особенностей подходов работы с клиентской метафорой у разных специалистов.
  4. Выделить качественные паттерны рецепции клиентской метафоры у испытуемых психологов.